Медицинская социальная сеть
E-mail  
Пароль  
Регистрация  
Последние ответы врачей:
Распространяется ли анестезия на ребенка?
Здравствуйте, у меня такой вопрос. С подругой обсуждала тему абортов...
Вопрос о препарате ПЕКТОЛВАН ПЛЮЩ
Добрый день, моему ребенку 2 годика, доктор сказала что у нас ларенгит...
Вопрос о препарате ОСТЕАЛЬ
Как принимать Остеаль вовремя еды или после?Спасибо....
Последние материалы:
Последние статьи о болезнях и симптомах:
Новая информация о клиниках:
Быстрые ссылки:

Аутизм

Задать вопрос врачу

Аутизм – сложное нейробиологическое расстройство, которое длится на протяжении всей жизни. Это часть из группы расстройств известное как аутистические спектральные расстройства (АСР). Сегодня одному ребенку из 150 ставят диагноз “аутизм”, который встречается чаще, чем детский рак, диабет и СПИД вместе взятые. Заболевание наблюдается во всех расовых, этнических и социальных группах и поражает в большей мере мальчиков, нежели девочек. Аутизм понижает возможность человека общаться и налаживать отношения с другими людьми. Болезнь также связывают с жестким режимом и повторяющимися моделями поведения, например, одержимостью расставлять предметы или придерживаться особого режима. Симптомы болезни варьируются от легкой до тяжелой формы.

К собственно детскому аутизму относятся аутистическое расстройство, инфантильный аутизм, инфантильный психоз, синдром Каннера.

Расстройства группы аутизма обычно определяются до 3 лет, хотя данные новых исследований свидетельствуют о более раннем строке диагностирования – в 6 месяцев. Родители обычно первыми замечают странности поведения ребенка или отставание в развитии. В одних случаях родители сообщают о том, что ребенок отличался от сверстников с самого рождения, в других – ребенок мог овладеть навыками, а потом потерять их. В начальной стадии педиатры могут не придавать значения первым симптомам, думая, что ребенок “наверстает упущенное”, рекомендуя родителям “подождать и понаблюдать”. Но согласно новым данным исследований, если родители подозревают что-то неладное с ребенком, они всегда правы. Поэтому, если Вы обеспокоены развитием ребенка, не молчите: поговорите с педиатром о возможном обследовании.

Если ребенку поставили диагноз “аутизм”, важно на ранней стадии начать курс терапии, чтобы достичь максимального результата. Родителей могут одолевать сомнения по поводу общественного мнения (ребенка с самого детства будут считать умственно отсталым), но все же, важно решиться на раннее вмешательство. В настоящее время не существует ни средств профилактики аутизма, ни лекарств для полного исцеления. Тем не менее, как свидетельствуют исследования, помещение ребенка с нарушением из группы аутизм на ранней стадии в специальное образовательное окружение дает во многих случаях значительные улучшения. Целью специальных программ является развитие социальных, когнитивных и разговорных навыков.

Узнайте больше о болезни Аутизм в нашей базе знаний: Аутизм в США: можно ли лечить "гениев"? Лечение аутизма в Израиле Лечение ДЦП и аутизма у детей с помощью животных Признаки, выдающие ранний аутизм
Этиология (причины возникновения)  аутизма

 Выдвигаются разные теории, объясняющие происхождение детского аутизма. Говорить о генезе аутизма у детей можно только применительно к очерченным его формам. Определение разных видов аутизма — задача до сих пор незавершенная. В последние годы допускается возможность возникновения аутистическиподобных расстройств при хромосомных, обменных и органических заболеваниях. Однако наиболее распространенным является предположение о наследственном (шизофренического спектра) происхождении детского аутизма. Предполагается, что наследственно обусловленное эндогенное нарушение эмбрионального развития при детском аутизме декомпенсируется под воздействием возрастных кризовых периодов, инфекций, травм, родов. Генетическая концепция к настоящему времени распространяется на основные формы детского аутизма: синдром Каннера, детский аутизм процессуального генеза при ранней детской шизофрении (инфантильном и атипичном психозах), а также синдром Аспергера. Сам Каннер относил описанный им синдром к расстройствам шизофренического спектра. Наследственное происхождение описанных выше синдромов подтверждается данными о патологической отягощенности психозами, личностными расстройствами семей детей, больных аутизмом.

На сайте MEDGURU.UA можно бесплатно задать вопрос врачу о болезни Аутизм.

Задать вопрос врачу

Патогенез (механизм развития)  аутизма

Существует ряд клинически и экспериментально подтвержденных гипотез об этиопатогенезе расстройства:

1) Слабость инстинктов и аффективной сферы;

2) информационная блокада, связанная с расстройствами восприятия;

3) нарушение переработки слуховых впечатлений, ведущее к блокаде контактов;

4) нарушение активирующего влияния ретикулярной формации ствола мозга;

5) нарушение функционирования лобно-лимбического комплекса, ведущее к расстройству мотивации и планирования поведения;

6) искажения обмена серотонина и функционирования серотонинэргических систем мозга;

7) нарушения парного функционирования полушарий головного мозга.

Наряду с этим существуют психологические и психоаналитические причины расстройства. Существенную роль играют генетические факторы, так как в семьях, страдающих аутизмом, данное заболевание встречается чаще, чем среди населения в целом. Аутизм в какой-то мере связан с органическим мозговым расстройством (часто в анамнезе сведения об осложнениях в период внутриутробного развития и при родах), корреляция с эпилепсией в 2% случаев (по некоторым данным, в общей детской популяции эпилепсии в 3,5%). У некоторых больных выявлены диффузные неврологические аномалии - «мягкие признаки». Специфические нарушения ЭЭГ отсутствуют, но обнаружена различная ЭЭГ патология у 10-83% аутичных детей.

Симптомы  аутизма

Характерные признаки аутизма:

1. У ребенка с аутизмом плохо развивается речь, как рецептивная (понимание), так и экспрессивная. Зачастую речь имеет форму эхолалий (повторы элементов речи, услышанных от окружающих или по телевизору). Доступны для понимания лишь простые однозначные указания ("садись", "ешь", "закрой дверь" и т. д.). Абстрактное мышление отстает в развитии, что проявляется в непонимании таких элементов речи, как местоимения (твой, мой, его и т. д.) и др. Неспособность ребенка говорить или понимать речь - наиболее частая жалоба родителей при первичном осмотре ребенка. Проблемы с речью становятся очевидны на втором году жизни ребенка.

2. Ребенок ведет себя так, как если бы у него был явный дефицит ощущений и восприятия - т. е. как будто он слепой и глухой, но более тщательное обследование выявляет сохранность всех сенсорных модальностей. Родители детей с аутизмом жалуются на то, что им очень трудно привлечь внимание своих малышей. Обычно они не поддерживают контакт взглядов с родителями и/или не поворачивают голову в ответ на обращенную к ним речь.

3. Дети с аутизмом обычно не развивают тесных эмоциональных отношений с родителями. Это выявляется в первые месяцы жизни, когда родители обнаруживают, что ребенок не прижимается к матери, находясь у нее на руках, а иногда сопротивляется физическому контакту, напрягая спину и пытаясь выскользнуть из родительских объятий.

4. Дети с аутизмом не играют с игрушками, как это делают обычные дети. Они не проявляют особого интереса к игрушкам и не занимаются ими в свободное время. Если они играют, то часто весьма своеобразно, например крутят колеса перевернутого игрушечного грузовика, скручивают кусок веревки, нюхают или сосут куклу. Неспособность играть с игрушками может быть выявлена на втором году жизни.

5. Отсутствуют или заметно ограничены игры со сверстниками. Ребенок может либо не проявлять интереса к таким играм, или у него могут отсутствовать необходимые игровые умения и он, как правило, не обращает внимания на других детей, если только не участвует в простой игре типа "дай-возьми". Этот признак также легко обнаруживается на втором году жизни.

6. Навыки самообслуживания у детей с аутизмом отсутствуют или их развитие крайне задерживается. Им трудно научиться самим одеваться, пользоваться туалетом и есть без посторонней помощи. Эти дети плохо распознают обычную опасность, и за ними нужен постоянный присмотр, чтобы они не получили серьезных травм, переходя улицу с интенсивным движением, играя с электрооборудованием и т. д.

7. У детей с аутизмом очень часты вспышки ярости и агрессии. Эта агрессия может быть направлена на себя, когда дети кусают свои руки, бьются головой о пол, мебель или бьют себя кулаками по лицу. Иногда агрессия направляется на других, и тогда дети кусают, царапают или бьют своих родителей. Большинство родителей детей с аутизмом жалуются на то, что им трудно справляться с ними, на их низкую толерантность к фрустрации и реагирование даже на малейшее препятствие или запрет взрывом ярости.

8. Дети с аутизмом могут часто демонстрировать "самостимулирующее" поведение в форме ритуальных, повторяющихся стереотипных действий. Они раскачиваются всем телом стоя или сидя, хлопают в ладоши, вращают предметы, не отрываясь смотрят на свет, вентиляторы и другие вращающиеся объекты, выстраивают предметы аккуратными рядами, подпрыгивают и приседают или крутятся на одном месте в течение долгого времени.

Ряд видов нормального поведения, обозначаемых как "навыки-осколки" ("splinter-skills") или "островки интактного интеллектуального функционирования", часто обнаруживается у детей с аутизмом. Это нормальное поведение проявляется в следующих сферах:

1. Аутизм часто диагностируется на фоне нормального прохождения стадий развития, таких как овладение самостоятельной ходьбой в 15 месяцев. Часты сообщения о необычайно хорошем моторном развитии детей с аутизмом, которые ходят и легко удерживают равновесие.

2. Также стало уже привычным искать признаки адекватной памяти при постановке диагноза аутизм. Например, ребенок с аутизмом может быть способен повторять в форме эхолалий или как-то иначе голоса других детей или рекламу по ТВ. Или он может хорошо запоминать зрительные детали.

3. Ребенок с аутизмом может иметь довольно развитые специфические интересы - играть с механическими предметами, приборами, заводными игрушками. Некоторые обнаруживают большой интерес к музыке и танцам. Может замечаться способность к складыванию мозаичных головоломок, любовь к числам или буквам и т. д.

4. У некоторых детей с аутизмом наблюдаются ограниченные, но специфические страхи, существующие в более кратковременной форме у обычных детей. Например, ребенка с аутизмом может необычайно сильно пугать звук включенного пылесоса или сирены проезжающей скорой помощи.

На сайте MEDGURU.UA можно обсудить болезнь Аутизм на форуме

Обсудить на форуме

Диагностика  аутизма

Для постановки диагноза аутизм не существует медицинских тестов. Также этот диагноз не может быть корректно поставлен при единовременном кратком осмотре ребенка, даже комиссией специалистов.

Аутизм диагностируется по наличию или отсутствию определенных поведенческих характеристик. Для этого тщательно изучается история развития ребенка, проводится анализ данных анамнеза. Эксперт проводит опрос родителей и других людей, вовлеченных в жизнь ребенка. Рекомендуется организация серии наблюдений за ребенком в различных ситуациях.

Диагностика аутизма должна проводиться командой специалистов, включающей в себя психолога, невропатолога, психиатра, психотерапевта, педиатра, логопеда-дефектолога, других экспертов, имеющих опыт работы с детьми с особыми потребностями.

Наблюдение и осмотр ребенка с подозрением на аутизм следует проводить в условиях, максимально приближенных к его привычному жизненному укладу. Поход в незнакомое учреждение и контакт с новыми людьми зачастую является фактором стресса для аутиста и может исказить диагностическую картину.

В основе диагностики аутизма лежат критерии международных классификаций психических расстройств и заболеваний МКБ-10 и DSM-4. Дополнительными вспомогательными средствами для определения вида патологии являются стандартизированные опросы родителей или близких, а также шкалы наблюдения, позволяющие более точно и качественно оценить определенные поведенческие симптомы.

Для диагностики раннего детского аутизма и в научных исследованиях применяется ряд опросников, шкал и методик наблюдения:

• опросник для диагностики аутизма, адаптированный вариант (Autism Diagnostic Interview – ADI-R)

• шкала наблюдения для диагностики аутизма (Autism Diagnostic Observation Schedule – ADOS)

• шкала наблюдения для диагностики аутизма — общий вариант (Autism Diagnostic Observation Schedule-Generic – ADOS-G)

• шкала рейтинга детского аутизма (Childhood Autism Rating Scale – CARS)

• поведенческий опросник для диагностики аутизма (Autism Behavior Checklist – ABC)

• опросник родителей для диагностики аутизма (Autism Diagnostic Parents Checklist – ADPC).

Диагностические таблицы и опросники дают информацию о сфере влечений, сфере общения, восприятии, мелкой моторике, интеллектуальном развитии, речи, игре, навыках социального поведения.

Диагностика детского аутизма до 2-х лет жизни является наиболее проблематичной. Основные трудности ранней диагностики аутизма заключаются в следующем:

•  наиболее ярко картина нарушения проявляется после 2,5 лет. До этого возраста симптомы выражены слабо, в скрытой форме;

•  часто педиатры и детские психиатры не знают проблемы, не могут разглядеть в ранних симптомах аномалии развития;

•  родители, которые замечают "необычность" своего ребенка, доверившись неспециалисту и не получив адекватного подтверждения, перестают бить тревогу.

Таким образом, диагностика аутизма представляет из себя достаточно объемный и затратный комплекс мероприятий. Задача врача на данном этапе – определить оптимальный и достаточный объем данных для корректной постановки диагноза аутизм. В дальнейшем необходимы регулярные дополнительные осмотры для уточнения диагноза. Частоту и направленность таких осмотров регламентирует лечащий врач.

Аутизм может встречаться в соединении с другими расстройствами, которые связаны с нарушением функции мозга, такими как вирусные инфекции, нарушения обмена веществ, отставание в умственном развитии и эпилепсия. Важно различать аутизм и умственные расстройства или шизофрению, так как путаница в диагностировании может привести к несоответствующему и неэффективному лечению.

Развитие и формирование структур мозга в раннем возрасте является самым активным. При патологии это оптимальный период для вмешательства и начала коррекции. Компенсаторные возможности формирующегося организма ребенка велики, и их следует своевременно и оперативно задействовать.

Сдать анализы на болезнь Аутизм можно в ближайшей лабаратории.

Найти ближайшую лабараторию

Лечение  аутизма

На сегодняшний день не существует методов, позволяющих полностью вылечить аутизм. Тем не менее, статистика подтверждает, что своевременное психологическое и педагогическое вмешательство, проведение коррекции в центрах для детей с особыми потребностями, специально организованное для ребенка с РДА жизненное пространство в доме, подкрепленное индивидуальной фармакотерапией и диетой, могут кардинально улучшить развитие ребенка, значительно повысить качество жизни аутиста, помочь ему реализовать свой потенциал.

Цели терапии:

•  Справляться с поведенческими и эмоциональными проблемами, которые влияют на развитие;

•  Способствовать социальному и коммуникативному развитию ребенка с аутизмом;

•  Развивать интересы и особые способности, которые проявляют многие дети с аутизмом;

•  Развивать адаптивные способности и усиливать когнитивные и аффективные функции с тем, чтобы повысить приспособляемость человека;

•  Оказывать поддержку и предоставлять полную информацию семьям и специалистам, чтобы помогать им справляться с возникающими трудностями и принимать решения, отвечающие потребностям аутичного ребенка.

Практика показала, что участие аутичных детей в специальных психолого-педагогических программах, отвечающих их специфическим потребностям и разработанных с учетом индивидуальной картины развития, дает хорошие плоды. Наилучшие результаты приносит сочетание различных подходов и терапевтических методов, отвечающее индивидуальным потребностям ребенка.

Терапевтические методы коррекции аутизма:

•  Психотерапия: организация общего позитивного фона в процессе коррекции, развитие эмоциональной сферы, коррекция негативизма, трансформация страхов, агрессий и самоагрессий. Игровая терапия, арттерапия, сказкотерапия, песочная терапия.

•  Коррекционная педагогика: структурированное обучение, программы изменения поведения, занятия с логопедом, физическая терапия и эрготерапия. Монтессори.

•  Медикаментозное лечение и другие возможности. Не существует медикаментозного лечения, позволяющего вылечить аутизм. Тем не менее, прием соответствующих препаратов может помочь справиться с некоторыми проблемами. Прием любых препаратов должен рассматриваться как часть общей программы помощи, и ни в коем случае не может вытеснять другие ее компоненты. Любой препарат должен быть прописан, исходя из принципа «информационного согласия» пациента и следуя строгой методике, ограниченной во времени. В этих условиях медикаментозная терапия может быть эффективной для решения сопутствующих проблем, таких как агрессивность, навязчивости, тики, тревожность, перепады настроения, гиперактивность и т.д. Если эти проблемы теряют свою остроту, другие формы вмешательства могут иметь больший эффект и способствовать улучшению качества жизни.

•  Кинезиотерапия.

•  Анималотерапия – дельфинотерапия, иппотерапия, канистотерапия и др.

•  Поддержка семьи. Психологическая и педагогическая поддержка:

- Предоставление достоверной информации об аутизме и о различных методах профессиональной помощи.

- Обучение родителей тому, как можно изменять поведение ребенка и использовать альтернативные способы коммуникации.

- Консультирование семей, чтобы помочь им справиться с эмоциональным шоком, вызванным тем, что у их ребенка (члена семьи) аутизм.

- Различные службы: (специализированные центры/школы, центры дневного пребывания, центры постоянного проживания, отвечающие потребностям аутичных детей, в том числе центры, куда можно поместить аутичного ребенка на выходные дни и на время отпуска)

Необходимо, чтобы индивидуальная программа на протяжении всей жизни человека способствовала развитию его личности, умению делать свой выбор, приобретению новых навыков, индивидуальному функциональному развитию, участию в жизни общества, воспитанию уважения и достоинства, и строилась на сотрудничестве аутиста и специалистов.

Проконсультироваться по поводу лечения болезни Аутизм можно в ближайшей клинике.

Найти ближайшую клинику

Александровка
Былa на сайте: 9 лет назад
Александровка
Былa на сайте: 8 лет назадПользуется медицинской картой
Александровка
Былa на сайте: 8 лет назад
Александровка
Был на сайте: 7 лет назад
Александровка
Былa на сайте: 7 лет назад
Александровка
Былa на сайте: 7 лет назад
Александровка
Былa на сайте: 7 лет назад
Александровка
Былa на сайте: 7 лет назад
Александровка
Был на сайте: 7 лет назад
Александровка
Былa на сайте: 7 лет назад
Александровка
Былa на сайте: 6 лет назадПользуется медицинской картой
Александровка
Былa на сайте: 6 лет назад
Александровка
Былa на сайте: 6 лет назад
Александровка
Был на сайте: 5 лет назад
Александровка
Былa на сайте: 5 лет назад
Александровка
Был на сайте: 4 года назад
Александровка
Был на сайте: 4 года назад
Александровка
Был на сайте: 3 года назад
Был на сайте: 5 месяцев назадПользуется медицинской картой

Задайте вопрос врачам MEDGURU про болезнь  Аутизм:

Тема вопроса*:
Текст вопроса*:
Рубрики + добавить
Укажите категории рубрикатора к которым относится вопрос
Специальности + добавить
Выберите специализацию вопроса
Задать вопрос 455 врачей на MEDGURU.UA отвечают на Ваши вопросы

Внимание!

Тело сообщения не может быть пустым.